Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Мандорла

Мандорла (от итальянского «миндалина») — символическое иконографическое изображение, представляющее сияние Божественной славы, Божественного света и Божественных энергий. Обычно мандорла обрамляет фигуры Господа, Божьей Матери или других святых, имея миндалевидную, эллипсовидную или круглую форму. Иногда ее также называют облаком славы.

На иконах мандорла, помимо основного символического значения, может нести дополнительную символическую нагрузку. Например, на иконах Преображения Господня она указывает на облако, из которого раздался глас Отца во время Преображения. На иконах Вознесения Господня мандорла указывает на облако, которое «взяло» Спасителя.

В христианской иконографии мандорла может иметь разные цвета — синий, голубой, зеленый, бирюзовый, красный, золотой, белый, желтый и другие. Она также может быть дополнена лучевым и радужным орнаментом, чтобы подчеркнуть характер сияния.

Одни из самых ранних образцов мандорлы встречаются в Риме в IV—V вв.еках. Например, в римских катакомбах Домитиллы и в базилике Санта-Мария-Маджоре. В средневизантийском периоде православного искусства (X-XII веках) использовались разные формы мандорлы — овальная, миндалевидная, круглая. В поздневизантийском искусстве (XIII-XIV веках) стало популярным изображение мандорлы с «прямоугольниками» и «ромбами», напоминающими восьмиконечную звезду.

В русской православной иконографии мандорла была широко использована. С развитием русского иконописного искусства появлялись новые композиционные формы мандорлы с различными иконографическими элементами, такими как лучи разной формы и цвета. Также разнообразие цветовых форм изображения мандорлы увеличивалось.

Мандорла была популярна как в иконописи, так и во фресковой живописи, а также в книжных миниатюрах на Руси.
М