В истории христианства были подвижники, избравшие для себя удивительный и крайне тяжелый путь аскезы — они проводили свою жизнь на вершинах столпов, башен или скальных уступов. Этих святых называли столпниками.
Первым и самым известным столпником был преподобный Симеон Столпник, живший в V—VI вв.еках в Сирии. Он первым взошел на высокую каменную колонну диаметром всего около метра и провел там 37 лет в непрестанной молитве и аскетических подвигах. Последователи Симеона появились в разных странах христианского мира — Византии, Грузии, Киевской Руси.
Подвиг столпничества считался одним из высших делений аскезы, уступая лишь пустынножительству. Столпники полностью отрекались от мирской суеты, проводя дни и ночи на вершине столпа в молитве, посте и борьбе с греховными помыслами. Они подвергали себя воздействию непогоды, перепадов температур и прочих лишений. Единственной пищей для многих было причастие.
Несмотря на удаленность от людей, столпники не порывали связи с миром. С вершины столпа они проповедовали христианское вероучение, наставляли в духовной жизни, помогали решать споры. Вокруг обителей столпников собирались многочисленные паломники и странники.
На Руси наиболее известен преподобный Никита Столпник Переславский, живший в XII веке. Более 30 лет он провел на вершине каменного столпа в 13 метров высотой в Никитском монастыре под Переславлем-Залесским. Его примеру последовал преподобный Феодор Едесский, проведший 36 лет на столпе в черниговских землях.
Явление столпничества было уникальным не только с точки зрения подвига, но и символического смысла. Столпники, возвышаясь над землей, словно указывали людям путь к Царствию Небесному, будучи посредниками между Богом и человеком. Их духовные труды и невероятная стойкость вдохновляли многих на покаяние и духовное преображение.
Первым и самым известным столпником был преподобный Симеон Столпник, живший в V—VI вв.еках в Сирии. Он первым взошел на высокую каменную колонну диаметром всего около метра и провел там 37 лет в непрестанной молитве и аскетических подвигах. Последователи Симеона появились в разных странах христианского мира — Византии, Грузии, Киевской Руси.
Подвиг столпничества считался одним из высших делений аскезы, уступая лишь пустынножительству. Столпники полностью отрекались от мирской суеты, проводя дни и ночи на вершине столпа в молитве, посте и борьбе с греховными помыслами. Они подвергали себя воздействию непогоды, перепадов температур и прочих лишений. Единственной пищей для многих было причастие.
Несмотря на удаленность от людей, столпники не порывали связи с миром. С вершины столпа они проповедовали христианское вероучение, наставляли в духовной жизни, помогали решать споры. Вокруг обителей столпников собирались многочисленные паломники и странники.
На Руси наиболее известен преподобный Никита Столпник Переславский, живший в XII веке. Более 30 лет он провел на вершине каменного столпа в 13 метров высотой в Никитском монастыре под Переславлем-Залесским. Его примеру последовал преподобный Феодор Едесский, проведший 36 лет на столпе в черниговских землях.
Явление столпничества было уникальным не только с точки зрения подвига, но и символического смысла. Столпники, возвышаясь над землей, словно указывали людям путь к Царствию Небесному, будучи посредниками между Богом и человеком. Их духовные труды и невероятная стойкость вдохновляли многих на покаяние и духовное преображение.