Православные онлайн

Ответы на вопросы Православия понятным языком

Ирмос

Ирмос (от греческого «ειρμός» — связь, сплетение, ряд) представляет собой первую поэтическую строфу песни канона, вступительный стих, который служит смысловой связью между библейской песнью и тропарями. Он также является музыкальной связкой и образцом для последующих тропарей канона данной песни. Ирмосы собраны в богослужебной книге «Ирмологий».
ирмос в православии
Ирмосы напоминают верующим о временах Ветхого Завета и ключевых событиях из истории спасения, ведущих мысль к событию Рождества Христова. Тропари канона, напротив, посвящены событиям Нового Завета и представляют собой ряд стихов или песнопений в честь Господа и Божьей Матери, а также в честь праздника или святого, чья память отмечается в этот день.

«Ирмос (ειρμός - связь, ряд), по своему названию, местоположению в начале тропарей и типичному содержанию, служит связующим звеном между библейскими песнями, не связанными с отмечаемым событием, и тропарями, посвященными только последнему.

Он достигает этого, открывая аналогию между библейским событием и празднуемым, переосмысляя песню в соответствии с этим, то есть, воспевая известное событие, соответствующее содержанию библейской песни, и, по возможности, ее словами. Также он служит образцом как по музыкальной линии, так и по ритмической структуре для тропарей: в тропаре должно быть столько же стихов и такая же длина, а также столько же музыкальных строк, как в ирмосе". (Ирмос. Толковый Типикон. Михаил Скабалланович)

Ирмологий

Ирмологий, или Ирмолог, представляет собой богослужебную книгу Православной Церкви, содержащую тексты для пения во время богослужений. Ирмологии могут быть двух видов: первый вариант содержит тексты и ноты, а второй — только тексты. Состав Ирмологиев может различаться в зависимости от издания.

Ирмологион включает в себя, прежде всего, ирмосы канонов, откуда произошло его название. Кроме того, в современных текстовых Ирмологиях можно найти:
  • Песнопения литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
  • Богородичные (догматики), которые исполняются на вечерне после стихир «Господи, воззвах» и на стиховне.
  • Богородичные восьми гласов, которые поются на «И ныне», когда святому в Минее положена «Слава».
  • Троичные утрени гласа.
  • Воскресные тропари, исполняемые «По непорочнах».
  • Полиелей.
  • Стихи из псалмов, так называемые «избранные псалмы», а также Величания праздникам и святым.
  • Степенные антифоны.
  • Прокимны.
  • Тропари и стихиры воскресные, а также для некоторых праздников и святых.
  • Пророческие песни, которые послужили основой для соответствующих песен канона.
  • Два раздела, стихословимые к песням канона: на будни — «Господеви поем», на праздники — «Поем Господеви».
Ирмологий, 1777 года. Рукопись
Ирмологий. Рукопись. 1777 года

Гласы ирмоса

Основу любого православного богослужения составляют гласы —
особые песнопения-образцы, по которым поются богослужебные тексты.

Глас — это специальный режим (тональность), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

Существует четыре основных (атентических) гласа: 1, 2, 3, 4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие — систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был принят Русской Церковью от Греческой Церкви и служит музыкальной основой богослужения. Однако понятие осмогласия в греческой традиции отличается от русского. Для греков глас — это лад, тональность. В русской традиции глас — это определенная мелодия, установленная навсегда. Каждый глас имеет, помимо характерного для него тонального лада, также наиболее употребительные мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочередная смена одного из восьми гласов. Каждый глас преобладает в богослужении в течение всей недели до следующей субботы, передавая благодать воскресного дня. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, который повторяется несколько раз в течение года.