Будущий подвижник родился в 1433 году в знатной боярской семье, вероятно, в Ярославле. До своего пострига Нил носил имя Николай Майков. С детства он был воспитан в православной вере и уже в юные годы начал задумываться о монашеском подвиге.
Нил вступил в монастырь в Кирилло-Белозерской обители, где начал свое духовное становление под руководством старцев. Именно там он постиг основы православного аскетизма, но вскоре осознал, что стремится к ещё более строгой монашеской жизни, чем та, которую вело большинство монахов в крупных монастырях.
Паломничество на Святую Землю и Афон
Важнейшим этапом на пути духовного возрастания Нила стало его паломничество на Святую Землю и Афон. Во время своего пребывания на Афоне он углубил свои знания о святоотеческих преданиях и учениях, проникся афонской традицией скитского монашества, основанного на уединении, молитве и духовной борьбе.
Именно этот опыт афонской жизни впоследствии станет основой для его реформаторской деятельности на Руси.
Возвращение на Русь и создание скита
Вернувшись в Россию, Нил решил реализовать свою мечту о создании скита — небольшого монашеского поселения, где монахи могли бы вести строгую аскетическую жизнь, вдали от мирских забот. В отличие от больших монастырей, в которых существовали хозяйственные и общественные дела, в ските главное внимание уделялось молитве, труду и внутренней духовной борьбе.
В 1480-х годах Нил основал скит на реке Соре недалеко от Белоозера, что дало ему имя «Сорский». В его скиту монахи жили в строгом подвижничестве, занимаясь молитвой, чтением священных текстов, физическим трудом и умозрением. Сам Нил стал примером этой жизни, демонстрируя крайнее смирение, бедность и самоотречение.
Скитской устав
Основной вклад Нила Сорского в русское монашество заключается в создании Скитского устава. В отличие от общежительных монастырей, где существовала система совместного труда и общего имущества, скиты основывались на принципах уединения и личного подвига.
Нил выступал за бедность и отказ от накопления богатств. Он был убежден, что монахи должны вести жизнь, свободную от собственности и мирских привязанностей. Он критиковал монастырские богатства и привилегии, которые отвлекали от духовного пути. Именно это вызвало в своё время немалые споры среди духовенства, но его идеи нашли отклик среди тех, кто искал истинного монашеского подвига.
Полемика с «Иосифлянами»
Нил Сорский вошел в историю также как участник знаменитой полемики с иосифлянами — последователями святого Иосифа Волоцкого, которые отстаивали идеи общежительного монашества и богатых монастырей. Иосифляне считали, что Церковь должна обладать земными благами и иметь мощное влияние на светскую власть. Нил, напротив, утверждал, что монахи должны быть бедны, удалены от мирской суеты и сосредоточены исключительно на духовной жизни.
Эти споры о монастырском устройстве стали одной из главных тем русской церковной жизни XV века.