Празднование: 28 февраля
Легенда о Далматской иконе устанавливает связь между её происхождением и основателем монастыря — святым Далматом, который в 1644 году поселился в пещере на месте слияния реки Течи с рекой Исеть. Он привёл с собой икону Успения Богородицы из Невьянского монастыря, где он принял монашеский постриг. В 1651 году, около келии Далмата, начал формироваться монастырь, однако этот монастырь был уничтожен сибирским царевичем Девлет-Гиреем. По преданию, икона Богородицы не пострадала от огня, за исключением её задней стороны.
По первым упоминаниям о Далматской иконе, она была сообщена челобитной игуменей Далматовского монастыря Исааком и келарем Никоном российским царям Ивану и Петру Алексеевичам. Они просили о средствах для строительства монастыря. В 1707 году, вокруг келли Далмата был построен каменный Успенский собор, в котором затем поместили Далматскую икону. В XVIII веке икона была украшена серебряным позолоченным окладом.
В 1800 году икона приобрела драгоценную серебряную позолоченную ризу, подаренную архимандритом Гедеоном. В 1864 году архимандрит Мефодий в Москве заказал другую серебряную позолоченную чеканную ризу с драгоценными камнями.
19 апреля 1852 года, пожар унёс многие строения монастыря, включая верхний придел Успенского собора, однако Далматская икона осталась нетронутой.
В начале 1920-х годов, после закрытия монастыря, его жители распылись по другим обителям и унесли с собой Далматскую икону. В настоящее время нет достоверной информации о её местонахождении.
Со времени исчезновения иконы были известны некоторые списки икон:
Список 1725 года, выполненный иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым и украшенный серебряным окладом.
Список, написанный в 1854 году в Знаменской церкви Барнаула, который был качественной копией оригинала и икону с подлинными цветами и материалами.
Список 1859 года, выполненный братьями Голышевыми, которые также украсили его ризой 1800 года, изначально принадлежавшей оригиналу.
Точный измерительный список 2002 года, созданный протоиереем Александром Маньшиной.
Легенда о Далматской иконе устанавливает связь между её происхождением и основателем монастыря — святым Далматом, который в 1644 году поселился в пещере на месте слияния реки Течи с рекой Исеть. Он привёл с собой икону Успения Богородицы из Невьянского монастыря, где он принял монашеский постриг. В 1651 году, около келии Далмата, начал формироваться монастырь, однако этот монастырь был уничтожен сибирским царевичем Девлет-Гиреем. По преданию, икона Богородицы не пострадала от огня, за исключением её задней стороны.
По первым упоминаниям о Далматской иконе, она была сообщена челобитной игуменей Далматовского монастыря Исааком и келарем Никоном российским царям Ивану и Петру Алексеевичам. Они просили о средствах для строительства монастыря. В 1707 году, вокруг келли Далмата был построен каменный Успенский собор, в котором затем поместили Далматскую икону. В XVIII веке икона была украшена серебряным позолоченным окладом.
В 1800 году икона приобрела драгоценную серебряную позолоченную ризу, подаренную архимандритом Гедеоном. В 1864 году архимандрит Мефодий в Москве заказал другую серебряную позолоченную чеканную ризу с драгоценными камнями.
19 апреля 1852 года, пожар унёс многие строения монастыря, включая верхний придел Успенского собора, однако Далматская икона осталась нетронутой.
В начале 1920-х годов, после закрытия монастыря, его жители распылись по другим обителям и унесли с собой Далматскую икону. В настоящее время нет достоверной информации о её местонахождении.
Со времени исчезновения иконы были известны некоторые списки икон:
Список 1725 года, выполненный иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым и украшенный серебряным окладом.
Список, написанный в 1854 году в Знаменской церкви Барнаула, который был качественной копией оригинала и икону с подлинными цветами и материалами.
Список 1859 года, выполненный братьями Голышевыми, которые также украсили его ризой 1800 года, изначально принадлежавшей оригиналу.
Точный измерительный список 2002 года, созданный протоиереем Александром Маньшиной.