История собора
По мнению исследователя Георгия Вагнера, в 1148 году собор был разобран и затем вновь возводился, но уже из бутового камня, а не из плинфы. Некоторые историки, такие как Николай Воронин и Сергей Заграевский, отрицают существование собора в 1148 году.
Согласно Лаврентьевской летописи, в 1222 году здание, которое старело, было разобрано по приказу Юрия Всеволодовича, а на его месте за три года был построен новый собор, который просуществовал до XV века. Судя по сохранившимся нижним частям собора, можно сделать вывод, что он был трехнефным, шестистолпным, трехапсидным и трехпритворным.
Академик Сергей Заграевский предполагает, что строительством этого собора и других крупных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича руководил удельный князь Юрьева-Польского Святослав Всеволодович.
В 1445 году Суздаль подвергся нападению казанских татар, в результате чего верхняя часть собора обрушилась.
В 1528 году епископ Суздальский Геннадий получил разрешение от великого князя Василия III на перестройку соборной церкви. Старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Собор, который изначально был трехглавым, получил пятиглавое завершение и был расписан изнутри в XVII веке. В результате этих изменений собор претерпел значительные изменения. Нижняя часть собора относится к XIII веку, а верхняя — к XVI веку. В интерьере сохранились фрески XIII, XV и XVII веков.
В 1233 году собор был украшен фресковой живописью, выполненной мастерами из Ростова или Суздаля по заказу епископа Кирилла. В 1938 году были обнаружены фрагменты этой росписи, включая изображение двух старцев в верхней части южной апсиды.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно подвергался пожарам. В его стенах похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие знаменитые личности.
Западные и южные врата собора являются выдающимся образцом русского прикладного искусства первой трети XIII века. Они состоят из деревянной основы, покрытой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата изображают сцены христологического цикла и частично богородичные, а южные врата — в основном, деяния ангелов и особенно архистратига Михаила.
Контакты
+7 (910) 171-49-69
Время работы с 7:30−20:00
master@spaso-evfimiev.ru