Светильничные молитвы — это молитвы, которые священник читает на вечерне во время пения предначинательного 103-го псалма. Они были составлены в IV веке.
Светильничные молитвы читаются перед закрытыми Царскими вратами, с непокровенной головой. Символически священник изображает Адама (и всё падшее человечество), потерявшего Рай и кающегося пред его вратами.
Во время чтения священником семи светильничных молитв по церковному Уставу зажигаются свечи и лампады в храме. Это символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, связанные с грядущим Мессией, Спасителем — Иисусом Христом.
Всего есть семь светильничных молитв, соответствующих семи дням творения и промышления, которые воспеваются при их чтении. По содержанию каждая отдельная молитва и весь ряд молитв не имеют систематического характера. Однако каждая следующая молитва дополняет прошение предыдущих.
Первая молитва призывает к милости и долготерпению Божиему, просит услышать нашу молитву, направить нас на путь Божий и даровать нам радостное чувство страха Божия.
Вторая и третья молитвы имеют покаянный характер, одна из них просит о духовном просвещении и проведении остатка дня безгрешно, а другая — об исполнении всех наших прошений, полных надежд на Бога и дарование нам любви к Нему.
Четвертая молитва напоминает о славословиях ангелов Богу и просит соединить наше хваление с ними сейчас и вечно.
Пятая молитва, рассказывая о промысле Божьем, несокрушимом нашими грехами, просит сохранить нас от них в остатке дня и во всю жизнь.
Шестая молитва обращает внимание на величие, неисповедимость и благость Божию, а также на обещанное Царство, и снова просит о безгрешном остатке дня.
Седьмая молитва является исключительной по своему содержанию и значимости среди других светильничных молитв. Она направляет наш духовный взор на величие, бессмертие и свет Божий, и содержит только одно прошение — о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре.
Светильничные молитвы читаются перед закрытыми Царскими вратами, с непокровенной головой. Символически священник изображает Адама (и всё падшее человечество), потерявшего Рай и кающегося пред его вратами.
Во время чтения священником семи светильничных молитв по церковному Уставу зажигаются свечи и лампады в храме. Это символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, связанные с грядущим Мессией, Спасителем — Иисусом Христом.
Всего есть семь светильничных молитв, соответствующих семи дням творения и промышления, которые воспеваются при их чтении. По содержанию каждая отдельная молитва и весь ряд молитв не имеют систематического характера. Однако каждая следующая молитва дополняет прошение предыдущих.
Первая молитва призывает к милости и долготерпению Божиему, просит услышать нашу молитву, направить нас на путь Божий и даровать нам радостное чувство страха Божия.
Вторая и третья молитвы имеют покаянный характер, одна из них просит о духовном просвещении и проведении остатка дня безгрешно, а другая — об исполнении всех наших прошений, полных надежд на Бога и дарование нам любви к Нему.
Четвертая молитва напоминает о славословиях ангелов Богу и просит соединить наше хваление с ними сейчас и вечно.
Пятая молитва, рассказывая о промысле Божьем, несокрушимом нашими грехами, просит сохранить нас от них в остатке дня и во всю жизнь.
Шестая молитва обращает внимание на величие, неисповедимость и благость Божию, а также на обещанное Царство, и снова просит о безгрешном остатке дня.
Седьмая молитва является исключительной по своему содержанию и значимости среди других светильничных молитв. Она направляет наш духовный взор на величие, бессмертие и свет Божий, и содержит только одно прошение — о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре.