Библейский канон — это состав Священных книг, которые признаются Вселенской Церковью богодухновенными. Он включает 66 книг Библии, из которых 39 содержатся в Ветхом Завете, а 27 — в Новом Завете. Канонические книги признаются авторитетными и непогрешимыми, в отличие от неканонических книг, которые не входят в состав Библии.
В православной традиции существуют еще 11 книг, которые не вошли в канон, но признаются полезными для чтения. Они могут называться «второканоническими», «неканоническими» или «анагиноскомена» (рекомендуемые для чтения). В Православной Церкви важным свидетельством каноничности книг является их использование в богослужении.
Формирование Ветхозаветного канона началось постепенно. Весь народ Израиля признавал священными Законы Моисея. При царе Иосии была найдена Книга Закона, которая стала гражданским и религиозным кодексом для всего народа. В V веке до Р. Х. Ездра и Неемия возродили Общину Второго Храма и привезли свитки Закона, объявив их Словом Божиим.
Около 190 года до Р. Х. Иисус сын Сирахов упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков. В IV веке был утвержден состав Учительных книг. Канон Ветхого Завета был окончательно утвержден на Лаодикийском и Карфагенском Соборах в IV веке.
Канон Нового Завета сложился к середине II века. Христианские общины, разбросанные по всему миру, сделали одинаковый выбор книг из множества текстов. В IV веке на поместных соборах были подтверждены правила формирования Новозаветного канона.
Вопросы авторства библейских текстов вызывают дискуссии. Для фундаменталистов авторство играет важную роль, но в православной традиции библейские книги считаются написанными в Церкви, для Церкви и Церковью. Важно не только авторство, но и богослужебное употребление книг, которое подтверждает их каноничность.
Таким образом, библейский канон формировался постепенно в разные эпохи и был окончательно утвержден на соборах в IV веке. Он является основой вероучения и духовной жизни христианской Церкви.
В православной традиции существуют еще 11 книг, которые не вошли в канон, но признаются полезными для чтения. Они могут называться «второканоническими», «неканоническими» или «анагиноскомена» (рекомендуемые для чтения). В Православной Церкви важным свидетельством каноничности книг является их использование в богослужении.
Формирование Ветхозаветного канона началось постепенно. Весь народ Израиля признавал священными Законы Моисея. При царе Иосии была найдена Книга Закона, которая стала гражданским и религиозным кодексом для всего народа. В V веке до Р. Х. Ездра и Неемия возродили Общину Второго Храма и привезли свитки Закона, объявив их Словом Божиим.
Около 190 года до Р. Х. Иисус сын Сирахов упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков. В IV веке был утвержден состав Учительных книг. Канон Ветхого Завета был окончательно утвержден на Лаодикийском и Карфагенском Соборах в IV веке.
Канон Нового Завета сложился к середине II века. Христианские общины, разбросанные по всему миру, сделали одинаковый выбор книг из множества текстов. В IV веке на поместных соборах были подтверждены правила формирования Новозаветного канона.
Вопросы авторства библейских текстов вызывают дискуссии. Для фундаменталистов авторство играет важную роль, но в православной традиции библейские книги считаются написанными в Церкви, для Церкви и Церковью. Важно не только авторство, но и богослужебное употребление книг, которое подтверждает их каноничность.
Таким образом, библейский канон формировался постепенно в разные эпохи и был окончательно утвержден на соборах в IV веке. Он является основой вероучения и духовной жизни христианской Церкви.