Свобода воли — одна из черт образа Божьего в человеке, а раскрытие образа есть одна из главных задач христианского делания.
Призывая людей в Царство Божье, Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23).
Насколько же свобода воли христианина сочетается с церковной дисциплиной? Вопрос неоднозначный. Ответ на него во многом зависит от того, что, собственно, вкладывается в понятие «свобода».
Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии, конечно же, недопустима (как, в принципе, недопустима вообще в любых человеческих обществах, где действуют нормы внутренних законов и традиций).
Достаточно часто об ограничении свободы в Церкви «сигнализируют» не христиане, но неверующие грешники. Мол, в Церкви нельзя делать то-то и то-то, и наоборот, то-то и то-то нужно выполнять даже тогда, когда не хочешь. В действительности же, ложно ощущая себя более свободными, нежели ревностные христиане, такие люди являются куда более ограниченными в возможности реализации личных свобод, и на деле более несвободными являются именно они.
Ведь любой грешник, не стремящийся освобождаться от власти греха, пребывает в греховном плену, постоянно завися как от внешних искушений, так и от своих собственных греховных привычек, пороков, страстей.
Имея это в виду Спаситель сказал: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31−32). Следовательно, можно сказать, что ограничивая человеческую свободу, Церковь, будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:15), ограничивает, в первую очередь, ту её сторону, которая обращена в направлении зла, а значит способствует не закабалению, но освобождению человека (от уз и оков греха), в соответствии со свидетельством апостола Павла: «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Добро же ни Бог, ни Его Церковь творить не запрещает. В этом отношении человек, действуя в лоне Вселенской Церкви, пребывает свободным.
Добавим, что «несвобода» христиан, связанная с необходимостью подчиняться определенному церковному порядку, не есть несвобода, ибо сама принадлежность верующего к Православной Церкви обусловлена свободой его религиозного выбора.
Призывая людей в Царство Божье, Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23).
Насколько же свобода воли христианина сочетается с церковной дисциплиной? Вопрос неоднозначный. Ответ на него во многом зависит от того, что, собственно, вкладывается в понятие «свобода».
Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии, конечно же, недопустима (как, в принципе, недопустима вообще в любых человеческих обществах, где действуют нормы внутренних законов и традиций).
Достаточно часто об ограничении свободы в Церкви «сигнализируют» не христиане, но неверующие грешники. Мол, в Церкви нельзя делать то-то и то-то, и наоборот, то-то и то-то нужно выполнять даже тогда, когда не хочешь. В действительности же, ложно ощущая себя более свободными, нежели ревностные христиане, такие люди являются куда более ограниченными в возможности реализации личных свобод, и на деле более несвободными являются именно они.
Ведь любой грешник, не стремящийся освобождаться от власти греха, пребывает в греховном плену, постоянно завися как от внешних искушений, так и от своих собственных греховных привычек, пороков, страстей.
Имея это в виду Спаситель сказал: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31−32). Следовательно, можно сказать, что ограничивая человеческую свободу, Церковь, будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:15), ограничивает, в первую очередь, ту её сторону, которая обращена в направлении зла, а значит способствует не закабалению, но освобождению человека (от уз и оков греха), в соответствии со свидетельством апостола Павла: «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Добро же ни Бог, ни Его Церковь творить не запрещает. В этом отношении человек, действуя в лоне Вселенской Церкви, пребывает свободным.
Добавим, что «несвобода» христиан, связанная с необходимостью подчиняться определенному церковному порядку, не есть несвобода, ибо сама принадлежность верующего к Православной Церкви обусловлена свободой его религиозного выбора.