Список иконы (от русского глагола «списывать» в значении «копировать», «делать дубликат») — в русской православной иконописи это иконографическое изображение, созданное путем копирования, срисовывания с другого, более раннего иконописного образца.
Оригинальное, первоначальное изображение, с которого производятся списки, называется протографом (от греческого «проtos» — первый и «grafo» — пишу). Синонимом протографа может выступать термин «антиграф».
Наряду с выражением «список иконы» также употребляется понятие «копия иконы». Эти термины часто используются как равнозначные, однако между ними есть различия. Копия обычно подразумевает максимально точное, буквальное воспроизведение оригинального изображения вплоть до технических деталей. Список же может отличаться от протографа некоторыми уникальными чертами и особенностями.
Эти отличия могут быть связаны с принадлежностью иконописца к определенной иконописной традиции или школе со своими стилистическими канонами. Нередко в список привносятся элементы личного творческого почерка мастера. Однако, несмотря на это, список сохраняет иконографический извод первоисточника.
Благодаря существованию нескольких известных списков какой-либо утраченной или недоступной иконы, становится возможной ее достоверная реконструкция, воссоздание облика протографа. Изучение списков имеет большое значение для атрибуции, датировки и определения авторства древних икон.
Создание списков является традиционной практикой в иконописи. Это способ сохранения, распространения и почитания наиболее чтимых иконографических образов. Многие знаменитые чудотворные иконы известны преимущественно по своим спискам.
Оригинальное, первоначальное изображение, с которого производятся списки, называется протографом (от греческого «проtos» — первый и «grafo» — пишу). Синонимом протографа может выступать термин «антиграф».
Наряду с выражением «список иконы» также употребляется понятие «копия иконы». Эти термины часто используются как равнозначные, однако между ними есть различия. Копия обычно подразумевает максимально точное, буквальное воспроизведение оригинального изображения вплоть до технических деталей. Список же может отличаться от протографа некоторыми уникальными чертами и особенностями.
Эти отличия могут быть связаны с принадлежностью иконописца к определенной иконописной традиции или школе со своими стилистическими канонами. Нередко в список привносятся элементы личного творческого почерка мастера. Однако, несмотря на это, список сохраняет иконографический извод первоисточника.
Благодаря существованию нескольких известных списков какой-либо утраченной или недоступной иконы, становится возможной ее достоверная реконструкция, воссоздание облика протографа. Изучение списков имеет большое значение для атрибуции, датировки и определения авторства древних икон.
Создание списков является традиционной практикой в иконописи. Это способ сохранения, распространения и почитания наиболее чтимых иконографических образов. Многие знаменитые чудотворные иконы известны преимущественно по своим спискам.