Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Зачало

Зачало (от греческого слова «περικοπή», что означает «что-то отделенное со всех сторон, перикопа») — это термин, который обозначает пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, разделенные для чтения во время богослужений. Каждый такой фрагмент называется зачалом. Слово «зачало» происходит от глагола «зачинать» или «начинать» и буквально указывает на начало определенного чтения.

Зачала, которые используются при чтении богослужебных текстов, имеют различный размер. Они обычно значительно меньше глав. Например, одна глава Евангелия по Луке может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава содержит зачала с 40 по 49). Самым маленьким зачалом является 2-е зачало Евангелия по Марку, состоящее всего из трех стихов: Мк.1:9−11.

Зачала условно делятся на две группы: рядовые и праздничные. Рядовые зачала связаны с чтениями, соответствующими седмичным дням в течение всего года, начиная с Пасхи. Они обычно связаны с практикой последовательного чтения фрагментов Евангелия или Апостола в течение года, так что за год большая часть текста будет прочитана. Праздничные зачала связаны с неподвижными праздниками и памятями святых. Они либо описывают воспоминаемое событие, либо отражают его богословские аспекты.

Чтения в честь святых отражают суть их подвига. Часто конкретное чтение из этой группы полагается на все дни памяти святых конкретного лика. Например, на праздники святителей читается одно из трех зачал: Ин.-35-е от полу, Ин.-36-е (на утрене) и Мф.-11-е (на литургии). В этих фрагментах Христос говорит о Себе как о Добром Пастыре, а в Мф.-11 содержатся «заповеди Блаженства». Все эти общие чтения в Евангелии и Апостоле помещены в соответствующие приложения.

Каждое Евангелие имеет свою собственную нумерацию зачал. Евангелие по Матфею имеет 116 зачал, Евангелие по Марку — 71 зачало, Евангелие по Луке — 114 зачал, а Евангелие по Иоанну — 67 зачал.

В отличие от Евангелия, Богослужебный Апостол имеет непрерывную нумерацию зачал. Всего их 335 по номерам. Книга Апокалипсис не разделяется на зачала, так как не читается во время богослужений.
З