Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Орос

Орос (от греческого ὅρος - граница, рубеж, предел) — это определение догматического характера, которое формулируется и утверждается на Вселенском или Поместном Соборе и признается полнотой Церкви.

Когда оросы составлялись на Вселенских Соборах, это не означало, что Церковь занималась изобретением и введением новых догматов. Участники Вселенских Соборов не ставили перед собой задачу придумывать и вводить в оборот новые догматические истины.

Основой вероучения Церкви является Евангельская проповедь Христа и Его апостолов, а не изобретательский гений человеческого духа. Сам Господь засвидетельствовал, что передал ученикам полноту спасительных знаний (Ин. 15:15). Апостолы, следуя Его заповеди, передали эти знания Церкви (Мф. 28:19−20).

Естественно, что знания, содержащиеся в Новом Завете, представлены не в полном объеме, а в сжатом изложении (Ин. 21:25). В Священном Предании Церкви учение о Спасении представлено более подробно.

Тем не менее, даже Священное Предание не дает полной ясности по вопросам веры. Из-за глубины и возвышенности догматических истин каждое из них может вызывать вопросы, на которые сложно найти исчерпывающий ответ.

Желание самостоятельно разрешить сложный вопрос без опоры на Предание Церкви может привести к заблуждению, что часто происходило в истории христианства. Бывало, что заблуждения так сильно напоминали правду, что привлекали массы людей, и появлялись еретические общины.

В эпоху Вселенских Соборов внутренний мир и единство Вселенской Церкви были нарушены сторонниками ложных учений, таких как арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество и другие.

Бывало, что распространение ересей развивалось настолько масштабно и быстро, что требовало немедленного вмешательства со стороны Церкви. В таких случаях Церковь созывала Вселенские Соборы, участники которых представляли ее полноту.

На Соборах отцы (в основном епископы) тщательно изучали вопросы, которые вызывали разногласия между еретиками и верующими. Они обращались к сокровищнице Небесной мудрости — Священному Писанию и Преданию, обсуждали и анализировали необходимые указания и затем формулировали ясные и четкие вероопределения. После одобрения и утверждения Собором (Соборами) эти определения приобретали догматический авторитет.

Таким образом, Вселенские Соборы не вводили ничего существенно нового в вероучение Церкви, отличного от апостольского учения, а лишь раскрывали и разъясняли те истины, которыми Церковь обладала с момента ее основания Иисусом Христом.
О