Прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и другие.
Память празднуется в третье воскресенье после Пасхи (в 2024 году — 19 мая). Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех христианских женщин.
Мироносицы — это женщины, которые носили миро. В ночь Воскресения Христова они спешили к Гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю помазать благовонными ароматами бездыханное Тело своего Божественного Учителя.
Однако содружество женщин-мироносиц не сформировалось и не объединилось именно в ту ночь Воскресения Христова или предшествующий день. Из святого Евангелия мы знаем, что когда Господь Спаситель проповедовал в городах и селениях, всегда собиралась толпа народа вокруг Него. Были люди, которые подходили, слушали и уходили. Но среди этого народа, помимо избранных апостолов Христовых, всегда была группа женщин. Сначала их было немного, но их число постепенно росло. Они сопровождали своего Божественного Учителя не только для того, чтобы учиться Его словам, но и чтобы, вследствие возрастающей любви к Нему, служить Господу всем, чем только могли. Они заботились о пребывании Господа Иисуса Христа, о Его пище и питии. Они служили Господу «своим имуществом» (Лк. 8:3), принося то, что имели в своих домах.
Мы не знаем всех имен этих женщин-мироносиц. Евангелисты и Священное Предание сохранили для нас несколько имен: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария — сестры Лазаря, Сусанна и другие. Среди них были богатые и знатные женщины, такие как Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода; а также простые и незнатные, например, Саломия, мать сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна, жена рыбака. Среди мироносиц были и одинокие женщины — девы и вдовы, а также матери семейств, которые, будучи привлечены словом проповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи и дома, следуя за Господом в заботах о Нем.
«И не так удивительно, — говорит святитель Иоанн Златоуст, размышляя о подвиге жен-мироносиц, — что они привязались своим сердцем к Господу Спасителю в те дни, когда через пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась непревзойденная на земле проповедь. Но для нашего понимания удивительно видеть, что их любовь к Господу не поколебалась даже в тот момент, когда Он был истязан, избит и приговорен к смерти».
Жены-мироносицы стояли у подножия креста Христова, проливая слезы сострадания и утешая, как могли, плачущую Богоматерь. И даже в последние минуты земной жизни Христовой, когда Божия Матерь и святой Иоанн Богослов отошли от креста, святые женщины не отступили от распятого Спасителя. Вместе с Никодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они участвовали в погребении своего учителя. Они видели, что этому погребению, совершенному поспешно из-за приближения еврейской пасхи, не хватило возлияния ароматов на бездыханное Тело дорогого усопшего.
Они провели благословенную Субботу в тревоге о том, успеют ли они вечером в субботу, по окончании праздника, приобрести миро и другие ароматы и завершить незаконченное — помазать ароматами Тело Господа Иисуса Христа.
Все вы знаете, мои дорогие, — и мы вспоминаем об этом в дни святой Пасхи, — что Господь Спаситель первым явился женам-мироносицам после Своего Воскресения и, явившись, сказал им: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9). Этими словами Он сообщил им о том, что их ожидает не только в остальные дни их земной жизни — радость жить с Господом в сердце, но и о той вечной радости, которая их ожидает после окончания земного пути.
За свой подвиг любви эти женщины-мироносицы почитаются нашей Церковью как святые, и мы приносим в этот день свои молитвы, просим их молиться за нас перед Престолом Божиим, чтобы они помогали нам, грешным, совершать наш путь к вечному спасению и воодушевляли нас к подобным подвигам.
Святые жены-мироносицы своим примером говорят нам о том, какой должна быть любовь к Господу. Истинная любовь — это не мимолетное волнение нашего сердца. Она постоянна, крепка и никогда не исчезает. Она неизменна и в радости и в благополучии, в счастье и горит одинаковым огнем в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний, в годы болезней. Мы не должны быть подобны тем, о которых Спаситель сказал в Своей притче: «Они временем веруют, а во время искушения отпадают» (см. Лк. 8:13).
Любовь жен-мироносиц горела одинаково ярко, как и тогда, когда Господь совершал чудеса, и народ прославлял Его как Великого Чудотворца, и когда Он, униженный и избитый, умирал на кресте под злобными криками воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гробе.
Святые жены-мироносицы во имя любви к Господу принесли в жертву все те страхи и опасности, которые сопровождали их под покровом ночи, когда они спешили к дорогому гробу усопшего Спасителя. Любовь не существует без жертвы. Истинная любовь всегда жертвенна. Мы видим это даже в нашей обычной жизни, не так ли? Мать, проводя долгие бессонные ночи у постели больного ребенка, жертвует своим отдыхом и своим здоровьем ради любви к своему ребенку.
Память празднуется в третье воскресенье после Пасхи (в 2024 году — 19 мая). Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех христианских женщин.
Мироносицы — это женщины, которые носили миро. В ночь Воскресения Христова они спешили к Гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю помазать благовонными ароматами бездыханное Тело своего Божественного Учителя.
Однако содружество женщин-мироносиц не сформировалось и не объединилось именно в ту ночь Воскресения Христова или предшествующий день. Из святого Евангелия мы знаем, что когда Господь Спаситель проповедовал в городах и селениях, всегда собиралась толпа народа вокруг Него. Были люди, которые подходили, слушали и уходили. Но среди этого народа, помимо избранных апостолов Христовых, всегда была группа женщин. Сначала их было немного, но их число постепенно росло. Они сопровождали своего Божественного Учителя не только для того, чтобы учиться Его словам, но и чтобы, вследствие возрастающей любви к Нему, служить Господу всем, чем только могли. Они заботились о пребывании Господа Иисуса Христа, о Его пище и питии. Они служили Господу «своим имуществом» (Лк. 8:3), принося то, что имели в своих домах.
Мы не знаем всех имен этих женщин-мироносиц. Евангелисты и Священное Предание сохранили для нас несколько имен: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария — сестры Лазаря, Сусанна и другие. Среди них были богатые и знатные женщины, такие как Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода; а также простые и незнатные, например, Саломия, мать сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна, жена рыбака. Среди мироносиц были и одинокие женщины — девы и вдовы, а также матери семейств, которые, будучи привлечены словом проповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи и дома, следуя за Господом в заботах о Нем.
«И не так удивительно, — говорит святитель Иоанн Златоуст, размышляя о подвиге жен-мироносиц, — что они привязались своим сердцем к Господу Спасителю в те дни, когда через пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась непревзойденная на земле проповедь. Но для нашего понимания удивительно видеть, что их любовь к Господу не поколебалась даже в тот момент, когда Он был истязан, избит и приговорен к смерти».
Жены-мироносицы стояли у подножия креста Христова, проливая слезы сострадания и утешая, как могли, плачущую Богоматерь. И даже в последние минуты земной жизни Христовой, когда Божия Матерь и святой Иоанн Богослов отошли от креста, святые женщины не отступили от распятого Спасителя. Вместе с Никодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они участвовали в погребении своего учителя. Они видели, что этому погребению, совершенному поспешно из-за приближения еврейской пасхи, не хватило возлияния ароматов на бездыханное Тело дорогого усопшего.
Они провели благословенную Субботу в тревоге о том, успеют ли они вечером в субботу, по окончании праздника, приобрести миро и другие ароматы и завершить незаконченное — помазать ароматами Тело Господа Иисуса Христа.
Все вы знаете, мои дорогие, — и мы вспоминаем об этом в дни святой Пасхи, — что Господь Спаситель первым явился женам-мироносицам после Своего Воскресения и, явившись, сказал им: «Радуйтесь!» (Мф. 28:9). Этими словами Он сообщил им о том, что их ожидает не только в остальные дни их земной жизни — радость жить с Господом в сердце, но и о той вечной радости, которая их ожидает после окончания земного пути.
За свой подвиг любви эти женщины-мироносицы почитаются нашей Церковью как святые, и мы приносим в этот день свои молитвы, просим их молиться за нас перед Престолом Божиим, чтобы они помогали нам, грешным, совершать наш путь к вечному спасению и воодушевляли нас к подобным подвигам.
Святые жены-мироносицы своим примером говорят нам о том, какой должна быть любовь к Господу. Истинная любовь — это не мимолетное волнение нашего сердца. Она постоянна, крепка и никогда не исчезает. Она неизменна и в радости и в благополучии, в счастье и горит одинаковым огнем в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний, в годы болезней. Мы не должны быть подобны тем, о которых Спаситель сказал в Своей притче: «Они временем веруют, а во время искушения отпадают» (см. Лк. 8:13).
Любовь жен-мироносиц горела одинаково ярко, как и тогда, когда Господь совершал чудеса, и народ прославлял Его как Великого Чудотворца, и когда Он, униженный и избитый, умирал на кресте под злобными криками воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гробе.
Святые жены-мироносицы во имя любви к Господу принесли в жертву все те страхи и опасности, которые сопровождали их под покровом ночи, когда они спешили к дорогому гробу усопшего Спасителя. Любовь не существует без жертвы. Истинная любовь всегда жертвенна. Мы видим это даже в нашей обычной жизни, не так ли? Мать, проводя долгие бессонные ночи у постели больного ребенка, жертвует своим отдыхом и своим здоровьем ради любви к своему ребенку.