Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Аскети́зм

Аскетизм (от греческого ἄσκησις, askēsis, что означает «упражнение») — это практика христианского подвижничества, основанная на стремлении к единению с Богом и духовно-нравственному совершенству через подвиги добродетельной жизни. Аскетизм может быть осуществлен как в монастырском окружении, так и в мирской жизни.

Аскетизм в христианстве предполагает ревностное стремление к приобретению благодати Святого Духа, которая является обещанием спасения и достижения Царства Небесного. Учение об аскетизме называется аскетикой.

Сам термин «аскетизм» происходит из античной культуры и имеет два основных значения. Во-первых, он указывает на искусное и старательное обращение с чем-либо, например, в обработке материалов или в украшении и обустройстве жилища. Во-вторых, он относится к физическим и/или душевным упражнениям, направленным на развитие сил тела и/или души. Христианство использовало это слово, чтобы выразить напряжение, труд и усилие.

Христианский аскетизм представляет собой стремление к достижению добродетелей, которые неизвестны языческому миру и выражены в заповедях любви к Богу и ближнему. Аскетизм в христианстве означает особое волевое действие, подкрепляемое действием Бога, который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогая ему своей благодатью на пути исполнения заповедей. Основной принцип христианского аскетизма заключается в сотрудничестве (синергии) двух волей — Божественной и человеческой.

Согласно учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе не приводят к совершенству. Они необходимы для подтверждения ревности и желания человека в спасении, но без Божественной благодати все аскетические усилия лишь остаются упражнениями. Исполнение, преображение, исцеление и обновление человеческой природы могут произойти только через Божественную благодать. Только через ее действие аскетические усилия приобретают смысл.

Святой Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги — пост, труд, бдение, уединение, отдаление от мира, контроль над чувствами, чтение Священного Писания и другие — сами по себе остаются только упражнениями, если не сопровождаются Божественной благодатью. Он учит, что вступая в подвиг, не следует останавливаться на нем, а видеть его как внешнее, разверзая себя для благодати как готовый сосуд, полностью преданный Богу. Присутствие благодати в душе человека проявляется в любви к Богу и ближнему, обилии духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стремление к приобретению благодати является живым общением с Богом. Это воплощение Бога в человеке — «последняя цель поиска человеческого духа» (святой Иоанн Лествичник).
А