Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Грех

Грех — отклонение от Божественного закона

  • Грех (греч. ἁμαρτία - «непопадание в цель», «промах») в христианстве понимается как любая мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие человека, которое противоречит воле Божией, нарушает Его заповеди, законы и нравственные нормы.

Грех есть отступление от замысла Творца о человеке, уклонение с пути добродетельной жизни во зло и беззаконие. Это осознанный или неосознанный выбор против Бога, отвержение Его святости и любви. Грех проявляется в гордыне, неверии, самообожении, вожделениях плоти, страстях, пороках и прегрешениях против ближних.

По учению Церкви, источником греха является не Бог, а свободная воля тварных существ — человека и падших духов. Грех не является субстанцией, а представляет собой лишение, отсутствие добра, извращение изначального замысла Творца.

  • Первородный грех — это наследственная поврежденность и растленность человеческой природы, последствия грехопадения прародителей Адама и Евы. Вследствие их непослушания Богу в душу человека вошли страсти, немощи, болезни, смерть. Все потомки согрешивших прародителей, кроме Христа, рождаются со склонностью ко греху, подверженные влиянию диавола и злых сил.

Однако первородный грех не является личной виной каждого человека, а представляет собой общее для всего рода человеческого бедственное духовно-нравственное состояние. Человеку дана возможность бороться со страстями и грехами, стяжать благодать Божию через Таинства Церкви и добродетельную жизнь во Христе.

Искупительная Жертва Спасителя снимает с человечества тяжесть первородного греха. Крещение является духовным рождением свыше, очищением человека от скверны греховной. Путь преодоления греха лежит через покаяние, борьбу со страстями, стяжание Духа Святого.

Грех есть извращенное состояние, отпадение от Бога и Его святых заповедей. Церковь призывает человека к непрестанной духовной бдительности, осознанию своей греховности и нужде в Божией помощи для достижения спасения.

Грех невольный
В христианском учении существует условная категория «невольных грехов», куда относятся прегрешения, совершенные человеком без явного намерения или преднамеренного злого умысла. Это грехи, случившиеся против желания и воли человека, под влиянием обстоятельств, страстей или внешних сил.

В отличие от сознательного избрания греха, невольные прегрешения происходят при подавленной или поврежденной человеческой воле. Они могут быть результатом неведения, забывчивости, слабости духа, немощи плоти, сильных искушений, тяжелых жизненных ситуаций.

Примерами невольных грехов могут быть:
  • Осуждение ближнего по неведению, без злого умысла
  • Нарушение поста или других правил из-за забывчивости или немощи
  • Проявления гнева под влиянием сильных эмоций
  • Прегрешения, совершенные под давлением угроз или принуждения
  • Грехи, случившиеся по неосторожности или невнимательности

В православной традиции перед причащением Святых Христовых Таин верующие испрашивают у Бога прощения «вольных и невольных» грехов — намеренных и ненамеренных прегрешений.

Хотя невольные грехи считаются менее тяжкими, чем сознательное беззаконие, они также требуют покаяния и очищения. Однако им не сопутствует столь глубокое духовное повреждение, как при вольном избрании греха.

Церковь учит, что главная борьба должна вестись со злой волей, с сознательным пренебрежением Божиими заповедями. Невольные же грехи менее опасны, если человек ведет непрестанную бдительность над собой и старается избегать их.

Концепт невольных грехов указывает на реальность немощи человеческой природы, ее уязвимость перед соблазнами и искушениями. Но в то же время она напоминает о необходимости бодрствования духа и стремления жить в согласии с волей Творца.

Грехи предков
Одной из важных богословских концепций в христианстве является учение о распространении последствий греховности на потомков согрешивших праотцев. Это понятие тесно связано с догматом о грехопадении Адама и Евы.

  • Центральным здесь является представление о том, что вследствие преслушания первых людей воле Божией, вся последующая человеческая природа оказалась повреждена. Результатами первородного греха стали тленность, смертность, духовное повреждение, склонность ко злу и грехам — то, что люди теперь наследуют по рождению.

Единственным исключением из этого стал Господь Иисус Христос, зачатый сверхъестественным образом от Духа Святого. Он воспринял человеческую природу, кроме наследственного греха, чтобы искупить людей от его последствий.

  • По мере размножения людей и увеличения человеческих родов, последствия первородного греха не оставались неизменными. Они варьировались и усугублялись под влиянием дополнительных факторов.

С одной стороны, это был наследственный фактор — передача склонностей, недугов, страстей от родителей к детям. Некоторые пороки и грехи как бы «вписывались» в геном человеческих родов.

С другой стороны, серьезную роль играли родовые традиции и культурная среда, в которой воспитывались потомки. Грехи и пороки старших поколений, их языческие обычаи транслировались молодым как некая норма жизни.

Учение о грехах предков указывает, что вся человеческая природа после грехопадения является поврежденной и нуждается в Божественном исцелении и возрождении. Родовые и наследственные особенности предрасполагают людей к определенным грехам и недугам, но не делают их неизбежными. Человек призван в борьбе со страстями преодолевать это печальное наследие предков.

Грех первородный
Первородный, или прародительский, грех — это нарушение заповеди Божией первыми людьми Адамом и Евой в раю (Быт. 3). Соблазнившись искушением диавола, они вкусили плод с древа познания добра и зла, вопреки прямому запрету Творца.

Это повлекло их ниспадение из первозданного состояния богоподобия, бессмертия и единения с Богом в жалкое состояние греховности, чувственности, тленности и духовной смерти. Праотцы лишились благодати и рая, став рабами греха и смерти.

Грехопадение прародителей нанесло поражение не только их личному бытию, но затронуло и повредило всю человеческую природу в целом. Потомки Адама и Евы, все люди без исключения (кроме Богочеловека Иисуса Христа), стали рождаться в поврежденном грехом состоянии.

Последствиями первородного греха стали:
  • Духовная смерть и удаленность от Бога
  • Физическая смертность и тленность тела
  • Порабощение греху и страстям
  • Извращение ума и воли, подверженность заблуждениям
  • Господство эгоизма, гордыни и гнева над душой

Это поврежденное грехом естество передается от поколения к поколению по наследству. Личных прегрешений у новорожденного младенца еще нет, но уже присутствует общее для рода человеческого духовно-телесное повреждение — первородный грех.

Единственным безгрешным человеком является Господь Иисус Христос, Который воспринял лишь безгрешное естество, но не последствия первородного греха. Он победил грех, смерть и диавола, чтобы даровать людям возможность духовного возрождения и обожения.

Грех смертный
Смертный грех — это прегрешение, наносящее чрезвычайно пагубный вред духовно-нравственному состоянию человека и отдаляющее его от замысла Божия о человеке как наследнике Небесного Царства.

Одно из толкований определяет смертный грех как хулу на Духа Святого, ссылаясь на слова Христа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится… если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31−32). Такой грех полностью отсекает человека от источника жизни — Бога, поэтому и называется смертным.

На протяжении веков различные авторы составляли списки смертных грехов. Часто к ним относят семь пороков: гордыню, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние. Иногда называют восемь главных страстей. Святые отцы считали смертным любой нераскаянный грех, поработивший волю человека.

В целом смертными можно назвать грехи, в которых человек упорно и сознательно противится благодати Святого Духа, отвергает Истину Божию. Это состояние ожесточения и бесстрашия, когда душа полностью поглощена греховными страстями, утрачивая образ Божий.

Опасность смертных грехов в том, что они ведут к духовному омертвению и отчуждению от Бога как источника жизни. Они разрушают душу изнутри, делая ее неспособной к покаянию и обновлению. Лишь искреннее обращение ко Христу, сокрушение сердца и упорная борьба со страстями могут исцелить человека от этой духовной смерти.

Таким образом, понятие «смертный грех» указывает на крайнюю степень греховного повреждения человека, при котором он противопоставляет себя Божественной благодати и замыслу Творца о его спасении. Это предельно опасное для души состояние, требующее великого духовного подвига для исправления.

Грехопадение
Первое нарушение Божьей заповеди о запрете на употребление плодов с дерева познания добра и зла. Этот грех повлиял на всю историю человечества и природу.
Г