Ряса (от гр. ράσον) – это верхнее, не богослужебное одеяние, которое носят лица духовного сана и монашествующие. Исторически слово "ράσον" обозначало не стянутую, изношенную одежду или вретище. Ряса, как одежда для монахов и лиц духовного сана, представляет собой длинное платье до пят с широкими рукавами. Существуют летние, зимние и демисезонные виды ряс, которые отличаются материалом и фасоном.
История возникновения рясы связана с зарождением и развитием монашества. Вначале не было универсальных форм монашеской одежды, официально утвержденных церковными органами. Постепенно ряса стала распространяться в христианском монашестве как вид античной греко-римской мужской верхней одежды. Монахи носили простую и скромную одежду, которая со временем становилась изношенной и приобретала поношенный вид. Греческий эквивалент слова "ряса", "ράσον", указывает на это обстоятельство. С течением времени рясы стали обязательной формой одежды для монахов и лиц духовного сана.
Считается, что возникновение рясы и подрясника произошло примерно в одно и то же время. Паллий (шерстяной плащ) и хламида (плащ) стали основой для создания формы рясы. Паллий был верхней одеждой, которая защищала от непогоды и жары. Он был принят к ношению у различных античных философов, а также изображался на катакомбных росписях Рима как одежда, в которой изображался Христос. Несмотря на попытки Римской церкви запретить ношение паллиев священству и епископату, ряса (напоминающая паллий) стала традиционной одеждой монахов и лиц духовного сана.
В VII веке на Востоке ношение верхней одежды до пят стало обязательным. Такое требование было установлено в соборных решениях. На Руси греческие рясы долгое время соседствовали с черными кафтанами-однорядками, которые имели узкие рукава. В 1666-1667 годах на Московском соборе официально разрешили духовенству носить греческие рясы. Рясы на Руси обычно шили из льна или сукна, а кафтаны имели более разнообразные цветовые вариации. В XIX веке традиция ношения рясы разных цветов достигла своего апогея.
Известно, что святой праведник Иоанн Кронштадтский имел множество ряс и подрясников, которые демонстрировали высокое мастерство ткачей и швей при их изготовлении.
История возникновения рясы связана с зарождением и развитием монашества. Вначале не было универсальных форм монашеской одежды, официально утвержденных церковными органами. Постепенно ряса стала распространяться в христианском монашестве как вид античной греко-римской мужской верхней одежды. Монахи носили простую и скромную одежду, которая со временем становилась изношенной и приобретала поношенный вид. Греческий эквивалент слова "ряса", "ράσον", указывает на это обстоятельство. С течением времени рясы стали обязательной формой одежды для монахов и лиц духовного сана.
Считается, что возникновение рясы и подрясника произошло примерно в одно и то же время. Паллий (шерстяной плащ) и хламида (плащ) стали основой для создания формы рясы. Паллий был верхней одеждой, которая защищала от непогоды и жары. Он был принят к ношению у различных античных философов, а также изображался на катакомбных росписях Рима как одежда, в которой изображался Христос. Несмотря на попытки Римской церкви запретить ношение паллиев священству и епископату, ряса (напоминающая паллий) стала традиционной одеждой монахов и лиц духовного сана.
В VII веке на Востоке ношение верхней одежды до пят стало обязательным. Такое требование было установлено в соборных решениях. На Руси греческие рясы долгое время соседствовали с черными кафтанами-однорядками, которые имели узкие рукава. В 1666-1667 годах на Московском соборе официально разрешили духовенству носить греческие рясы. Рясы на Руси обычно шили из льна или сукна, а кафтаны имели более разнообразные цветовые вариации. В XIX веке традиция ношения рясы разных цветов достигла своего апогея.
Известно, что святой праведник Иоанн Кронштадтский имел множество ряс и подрясников, которые демонстрировали высокое мастерство ткачей и швей при их изготовлении.