Ана́фора (от греческого ἀναφορά - возношение) — это центральная молитва Божественной литургии, часто называемая евхаристическим каноном. Она содержит благодарения Богу и прошение о преломлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Иногда термин «анафора» также используется для обозначения всей Литургии верных.
Название «анафора» происходит от греческого слова, означающего «возношение». Оно связано с тем, что во время чтения анафоры священнослужители «возносят» (иногда даже буквально) Евхаристические Дары Богу Отцу.
В греческих и славянских рукописях иногда термин «анафора» используется для обозначения всей Литургии верных.
В Православной Церкви в России сейчас используются две анафоры — святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. В древности их было гораздо больше. Чтобы сравнивать их между собой, исследователи выделили несколько условных частей анафоры:
1) Praefatio (лат. вступление): благодарение и повествование о сотворении мира;
2) Sanctus (лат. Свят): песнь «Свят, Свят, Свят!» и связанные с ней фразы;
3) Institutio (лат. установление): рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии с чтением так называемых установительных слов («Примите, ядите» и «Пейте из нее все»);
4) Анамнесис (лат. anamnesis от греческого ἀνάμνησις - воспоминание);
5) Эпиклеза (лат. epiclesis от греческого ἐπίκλησις - призывание): призывание Святого Духа;
6) Intercessio (лат. ходатайство): молитвы о живых и умерших, нуждах Церкви и мира.
Название «анафора» происходит от греческого слова, означающего «возношение». Оно связано с тем, что во время чтения анафоры священнослужители «возносят» (иногда даже буквально) Евхаристические Дары Богу Отцу.
В греческих и славянских рукописях иногда термин «анафора» используется для обозначения всей Литургии верных.
В Православной Церкви в России сейчас используются две анафоры — святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. В древности их было гораздо больше. Чтобы сравнивать их между собой, исследователи выделили несколько условных частей анафоры:
1) Praefatio (лат. вступление): благодарение и повествование о сотворении мира;
2) Sanctus (лат. Свят): песнь «Свят, Свят, Свят!» и связанные с ней фразы;
3) Institutio (лат. установление): рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии с чтением так называемых установительных слов («Примите, ядите» и «Пейте из нее все»);
4) Анамнесис (лат. anamnesis от греческого ἀνάμνησις - воспоминание);
5) Эпиклеза (лат. epiclesis от греческого ἐπίκλησις - призывание): призывание Святого Духа;
6) Intercessio (лат. ходатайство): молитвы о живых и умерших, нуждах Церкви и мира.