Гее́нна — это долина на юге Иерусалима, которая в историческом контексте использовалась в период израильской монархии для жертвоприношений детей Молоху, а позднее стала свалкой и местом нечистот. В духовном и нравственном смысле Гее́нна ассоциируется с адом, местом вечных мучений.
Греческое слово «геенна» происходит от арамейского «гехиннам», которое, в свою очередь, является переводом еврейского имени «Хинном» (в Синодальном переводе — «Енном»). Эта долина на южной стороне Иерусалима была названа по имени «сына Енномова». Во времена Ветхого Завета иудеи, склонные к идолопоклонству, сжигали здесь своих детей в честь Молоха (2Пар.28:3, Иер.7:31). В 620-х годах до нашей эры царь Иосия запретил эти жертвоприношения и осквернил это место, чтобы предотвратить возобновление мерзкого идолослужения.
Позднее здесь образовалась свалка, где сжигали трупы казненных преступников, погибших животных, а также мусор и нечистоты. Пророческие книги проклинали это место (Иер.7:32; 19:6; Ис.31:9; 66:24). В апокрифической книге Еноха (III-II века до нашей эры) долина Гинном рассматривается как место последнего суда, а впоследствии она стала символом ада.
Греческое слово «геенна» происходит от арамейского «гехиннам», которое, в свою очередь, является переводом еврейского имени «Хинном» (в Синодальном переводе — «Енном»). Эта долина на южной стороне Иерусалима была названа по имени «сына Енномова». Во времена Ветхого Завета иудеи, склонные к идолопоклонству, сжигали здесь своих детей в честь Молоха (2Пар.28:3, Иер.7:31). В 620-х годах до нашей эры царь Иосия запретил эти жертвоприношения и осквернил это место, чтобы предотвратить возобновление мерзкого идолослужения.
Позднее здесь образовалась свалка, где сжигали трупы казненных преступников, погибших животных, а также мусор и нечистоты. Пророческие книги проклинали это место (Иер.7:32; 19:6; Ис.31:9; 66:24). В апокрифической книге Еноха (III-II века до нашей эры) долина Гинном рассматривается как место последнего суда, а впоследствии она стала символом ада.
Геенна огненная
В Евангелии от Матея, Хстос произноит слова, которые отсылают нас к выражению «геенна огенная»: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Эти слова являются одними из самых суровых и жестоких в Евангелии, и они связаны со вторым пришествием Христа и Страшным судом. В этих словах описывается мощная картина Страшного суда, которая потрясает наше воображение. Она включает в себя образ неугасимого и всепожирающего огня, который становится символом вечных мучений и ада. В других местах в Библии этот огонь называется «геенной». В этом месте червь не умирает, а огонь не угасает.
Но откуда происходит само слово «геенна», которое стало синонимом ада? Исторически, это была долина, называемая «гай бен-хинном» на иврите, что означает «долина сынов Еннома». В греческом языке это название превратилось в слово «геенна» и вошло в другие языки.
Это место стало символом Судного Дня и вечной муки по нескольким причинам. Изначально эта долина, расположенная к юго-западу от Иерусалима, стала мусорной свалкой. Здесь сжигались нечистоты, разлагались останки мертвых животных под палящим солнцем. Пророк Иеремия осуждал израильтян за то, что они совершали постыдные обряды в этой долине, включая жертвоприношения своих детей Молоху. Молох был знаменитым божеством, которому приносили человеческие жертвы. Эти обряды были мерзостью в глазах Бога и запрещены Законом. Поэтому это место стало символом адских мук и неугасимого пламени.
Пророк Исайя также описывает Божественный суд в своей книге, говоря о тех, кто восстает против Бога: «все будут видеть трупы людей, восстающих против Меня; червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет; и с отвращением будут взирать на них все живущие» (Ис 66:24).
Огонь также напоминает нам о гибели Содома и Гоморры, двух городов, которые были уничтожены дождем из соли, серы и огня.
Божественный суд предстает как горнило испытаний. Слово «испытание» происходит из металлургии, где огонь используется для очищения руды от примесей и получения чистого металла. Огонь является парадоксальным символом, так как он одновременно очищает и является символом ревности, которая сильна как муки ада. Поэтому мы должны быть трезвыми и осторожными в отношении этого символа.
Символ огня не должен акцентировать внимание только на силах зла. Огонь также связан со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Бог оказался сильнее смерти, и поэтому смерть обернулась Воскресением. Огонь может быть символом Божьей любви и очищения, а не только наказания.
Но откуда происходит само слово «геенна», которое стало синонимом ада? Исторически, это была долина, называемая «гай бен-хинном» на иврите, что означает «долина сынов Еннома». В греческом языке это название превратилось в слово «геенна» и вошло в другие языки.
Это место стало символом Судного Дня и вечной муки по нескольким причинам. Изначально эта долина, расположенная к юго-западу от Иерусалима, стала мусорной свалкой. Здесь сжигались нечистоты, разлагались останки мертвых животных под палящим солнцем. Пророк Иеремия осуждал израильтян за то, что они совершали постыдные обряды в этой долине, включая жертвоприношения своих детей Молоху. Молох был знаменитым божеством, которому приносили человеческие жертвы. Эти обряды были мерзостью в глазах Бога и запрещены Законом. Поэтому это место стало символом адских мук и неугасимого пламени.
Пророк Исайя также описывает Божественный суд в своей книге, говоря о тех, кто восстает против Бога: «все будут видеть трупы людей, восстающих против Меня; червь, поедающий их, не умрет, и огонь, сжигающий их, не погаснет; и с отвращением будут взирать на них все живущие» (Ис 66:24).
Огонь также напоминает нам о гибели Содома и Гоморры, двух городов, которые были уничтожены дождем из соли, серы и огня.
Божественный суд предстает как горнило испытаний. Слово «испытание» происходит из металлургии, где огонь используется для очищения руды от примесей и получения чистого металла. Огонь является парадоксальным символом, так как он одновременно очищает и является символом ревности, которая сильна как муки ада. Поэтому мы должны быть трезвыми и осторожными в отношении этого символа.
Символ огня не должен акцентировать внимание только на силах зла. Огонь также связан со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Бог оказался сильнее смерти, и поэтому смерть обернулась Воскресением. Огонь может быть символом Божьей любви и очищения, а не только наказания.