Суббота (от древнееврейского слова שבת - «покой», «отдых») — последний, седьмой день недели по церковному календарю. Само название «суббота» указывает на ее сакральный смысл как дня покоя и очищения души после трудов седмицы.
В Ветхом Завете существовала заповедь празднования субботы в память о сотворении Богом мира. Как говорится в книге Исход: «Шесть дней delай дела твои, а в седьмой день — суббота, священный покой Господу Богу твоему» (Исх.20:9−11). Суббота также знаменовала воспоминание чудесного избавления израильского народа от египетского рабства (Втор.5:15).
В субботний день всем израильтянам, включая рабов и скот, предписывалось воздерживаться от работы — это было время для отдыха, духовного делания и благоговейного поклонения Творцу. Нарушителям субботнего покоя грозила смертная казнь по закону Моисея.
Для христиан значение субботы преобразилось после Воскресения Христова. Седьмой день недели стал преддверием и приготовлением к главному празднику — Воскресению Господню. С раннехристианских времен верующие собирались в субботние дни для совершения богослужений, поминовения усопших и благотворительности.
Установление праздника Воскресения (Пасхи) и перенос главного дня богослужебного собрания на воскресенье не упразднили почитания и освящения субботы. Она осталась временем покоя, на которое христианам полагалось освобождаться от мирских забот и труда.
В современной церковной традиции суббота имеет особое богослужебное последование, приуроченное к воспоминанию Успения Пресвятой Богородицы и всех усопших православных христиан. Субботы также посвящаются почитанию памяти наиболее чтимых святых.
Суббота была и остается днем духовного обновления, размышления о смысле жизни и неизбежной кончине, подготовки к будущему воскресению для жизни вечной.
В Ветхом Завете существовала заповедь празднования субботы в память о сотворении Богом мира. Как говорится в книге Исход: «Шесть дней delай дела твои, а в седьмой день — суббота, священный покой Господу Богу твоему» (Исх.20:9−11). Суббота также знаменовала воспоминание чудесного избавления израильского народа от египетского рабства (Втор.5:15).
В субботний день всем израильтянам, включая рабов и скот, предписывалось воздерживаться от работы — это было время для отдыха, духовного делания и благоговейного поклонения Творцу. Нарушителям субботнего покоя грозила смертная казнь по закону Моисея.
Для христиан значение субботы преобразилось после Воскресения Христова. Седьмой день недели стал преддверием и приготовлением к главному празднику — Воскресению Господню. С раннехристианских времен верующие собирались в субботние дни для совершения богослужений, поминовения усопших и благотворительности.
Установление праздника Воскресения (Пасхи) и перенос главного дня богослужебного собрания на воскресенье не упразднили почитания и освящения субботы. Она осталась временем покоя, на которое христианам полагалось освобождаться от мирских забот и труда.
В современной церковной традиции суббота имеет особое богослужебное последование, приуроченное к воспоминанию Успения Пресвятой Богородицы и всех усопших православных христиан. Субботы также посвящаются почитанию памяти наиболее чтимых святых.
Суббота была и остается днем духовного обновления, размышления о смысле жизни и неизбежной кончине, подготовки к будущему воскресению для жизни вечной.