Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Христология

Христология — это раздел догматического богословия, который раскрывает учение о Богочеловеке Иисусе Христе. Она отвечает на вопросы о Личности Иисуса Христа и о соединении двух природ — Божественной и человеческой в Нем.

Согласно христологии, Личностью Иисуса Христа является Вторая Ипостась Святой Троицы — Вечное Божественное Слово, также известное как Единородный Сын Божий. Божье Слово решило воплотиться, то есть принять на Себя человеческую природу, и стало Богочеловеком Иисусом Христом.

Относительно соединения природ в Иисусе Христе, христология учит, что в Нем нераздельно и неслиянно соединены две природы — природа совершенного Бога и природа совершенного человека. Иисус Христос обладает всей полнотой Божественного и человеческого естества, объединенных в Его единой Божественной Личности.

Христология является важной частью христианской теологии и помогает верующим лучше понять и осознать Богочеловека Иисуса Христа, Его природы и миссию на земле.
В истории христологии были распространены различные еретические учения, которые сильно влияли на верующих. Некоторые из наиболее распространенных и опасных ересей, связанных с учением о Лице Господа Иисуса Христа, включают:

  1. Докетизм: Эта ересь отрицала истинность Боговоплощения Иисуса Христа. Докеты признавали Божество Христа, но отвергали истинность Его человеческой природы, утверждая, что Христос только призрачно принял на Себя человеческую личину. Это отрицание истинности Воплощения приводило к отрицанию и истинности Искупления через Крестные страдания и смерть Мессии.
  2. Несторианство: Несторианство утверждало, что в Христе существуют два различных лица — Лицо Сына Божия и Лицо Сына Марии. Они также видели в Христе две природы — Божественную и человеческую. Эта ересь была осуждена на Третьем Вселенском Соборе.
  3. Монофизитство: Монофизиты отрицали двойство природ в Христе и утверждали, что в Христе есть только одно Лицо. Они отрицали различие между Божественной и человеческой природами, утверждая, что они смешались в одну новую сущность. Эта ересь была осуждена на Четвертом Вселенском Соборе.
  4. Монофелитство: Монофелитство было попыткой объединить православные и монофизитские учения путем компромисса. Они утверждали, что в Христе есть две природы, но одна смешанная воля. Это приводило к выводу, что воля Отца и Сына и Святого Духа не едины, что означало, что Отец, Сын и Святой Дух не являются абсолютно единым Богом. Монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском Соборе.

Эти еретические учения были отвергнуты и осуждены Церковью на экклезиологических соборах, которые помогли защитить и сохранить правильное учение о Лице Господа Иисуса Христа.
Х