Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Назореи

  1. Назорей - это человек, который был посвящен во времена Ветхого Завета на особое служение Богу путем принятия определенных обетов. Это слово происходит от еврейского "незир", что означает "отделенный" или "посвященный". В Книге Числа (глава 6) описывается, как назорей должен воздерживаться от определенных вещей, включая вино и ножницы для волос. Судья Самсон также был назореем, как указано в Книге Судей (глава 13, стих 5).
  2. Назорей также является одним из имен, которым обозначают Господа Иисуса Христа. Это имя указывает на его особую связь с Богом и его посвящение для осуществления Божьего плана спасения. В христианской традиции имя "Назорей" подчеркивает святость и божественность Иисуса Христа.
Во времена Ветхого Завета, назореи были людьми, которые посвящали себя Богу в соответствии с особыми требованиями Моисеева закона. Обет назорейства мог быть дан как мужчинами, так и женщами, как наределенный сок, так и на всю жизнь. В некоторых случаях, люди были посвящены в назореи еще до рождения.

Например, Анна, будущая мать Самуила, обещала Богу посвятить своего будущего сына, если он будет рожден (1 Царств 1:11). Также Маной и его жена, будущие родители Самсона, услышали от ангела повеление посвятить своего будущего сына Богу (Судей 13:5).

Во время обета назорейства, назорею было запрещено употреблять вино и другие алкогольные напитки, а также виноград и виноградные продукты. Они должны были воздерживаться от стрижки волос и избегать контакта с умершими людьми. Если назорей оказывался в присутствии внезапной смерти, он становился нечистым и должен был пройти обряд очищения, который включал сбривание волос и приношение жертвы (Числа 6:2−12).

По окончании срока обета, назорей должен был принести жертвы во всесожжение, за грех и мирную жертву. Он также приносил хлебные приношения и возлияния. Затем назорей остригал свою голову и его волосы сжигались на огне. После этого, назорей мог вести обычную религиозную жизнь (Числа 6:13−21).

Таким образом, назореи были людьми, которые посвящали себя Богу и следовали особым правилам и обрядам, установленным для них в Ветхом Завете. Это было своеобразным служением Богу и знаком их преданности Ему.
Назорей, посвящая себя Богу, был считаем «святым Господу» на все дни своего назорейства (Числа 6:8). Во времена Ветхого Завета, святое всегда отделялось от несвятого, будь то еврейский народ от других народов, колено Левия от остальных колен или скиния от общей территории. Назорей также отделялся от обычной жизни еврейского общества и отказывался от мирских обычаев и плотских удовольствий. Это служило примером преданности Богу и самоотвержения.

Отказ от стрижки волос был видимым знаком отказа от низменных побуждений и указывал на единство с Небесным Царем. Самсон, например, признался, что его сила заключалась в том, что его волосы не были подстрижены, так как он был назореем от рождения. Он сказал: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Судей 16:17).

Бог Сам Себе избрал назорейскую службу наряду с пророческой. В книге Амоса говорится: «Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи» (Амос 2:11).
Н