Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Схима


Схима (от греческого σχῆμα - образ, внешний вид) представляет собой высшую ступень православного монашества, следующую после рясофора. Она символизирует более глубокое отречение от мира и полное посвящение себя служению Богу.

Схима разделяется на две ступени: малую и великую.

  1. Малая схима. Малая схима, также известная как мантия, дает монаху право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застежкой на вороте, покрывающую рясу. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, а также дарованием нового имени. Малосхимник облачается в параман, рясу, клобук и носит сандалии. Это облачение символизирует его отречение от мирской жизни и переход на новый духовный путь.
  2. Великая схима. Великая схима, именуемая также Великим ангельским образом, означает совершенное отчуждение от мира ради глубокого единения со Христом. Чин пострижения в великую схиму напоминает чин малой схимы, однако монах произносит те же обеты, но обязуется исполнять их с большей строгостью.

При пострижении в великую схиму монаху дается новое имя, и он облачается в особые одежды:

  • Кукуль — остроконечный капюшон, покрывающий голову и плечи, украшенный пятью крестами.
  • Аналав — четырехугольный плат с крестами и шнурами по углам, объемлющий плечи схимника и символизирующий принятие креста в последовании Христу.
  • Мантия, ряса, четки, сандалии.

Великосхимник обычно живет в монастыре отдельно от остальных монахов. Если великосхимник имеет сан епископа, он должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).

Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Святые отцы называют благодать схимы «вторым крещением», подчеркивая ее важность для духовного роста.

Следует помнить, что схима — не награда за добродетели, а повод для умножения монашеских подвигов и дальнейшего самоотречения ради Христа.
С