Пасха Крестная также известная как Пасха Распятия, была названием, данном Страстной Пятнице в первые века христианства. Это название происходит от слов апостола Павла: «Пасха наша — принесенный в жертву за нас Христос» (1 Кор. 5:7). Со II века началось отделение Пасхи Крестной от Пасхи Воскресной — Пасхи общего торжества и радости.
В ранние годы христианства существовало различие между Пасхой Крестной и Пасхой Воскресной. Упоминания об этом можно найти в трудах ранних отцов Церкви, таких как святитель Ириней Лионский, святитель Мелитон Сардийский, святитель Климент Александрийский и Ипполит Папа Римский. Пасха Крестная была временем воспоминания о страданиях и смерти Спасителя, она отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой, чтобы вспомнить, что Господь был распят во время этого старозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи Воскресной — радостного воспоминания о Воскресении Христа.
В настоящее время не существует разделения на Пасху Крестную и Воскресную, хотя содержание этих праздников сохранилось в богослужебном Уставе. Строгие и скорбные службы Великих Четверга, Пятницы и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Пасхальная ночная служба начинается с печальной полунощницы, на которой читается канон Великой Субботы. В это время в середине храма все еще находится аналоя с Плащаницей — вышитой или написанной иконой, изображающей Господа во гробу.
Пасха Крестная была первоначальным названием Страстной Пятницы, отражая воспоминания о страданиях и смерти Христа, в то время как Пасха Воскресная стала праздником радости и торжества воскресения. В настоящее время эти два праздника объединены в одно целое, но их значение и содержание продолжают играть важную роль в богослужебной практике Православной Церкви.
В ранние годы христианства существовало различие между Пасхой Крестной и Пасхой Воскресной. Упоминания об этом можно найти в трудах ранних отцов Церкви, таких как святитель Ириней Лионский, святитель Мелитон Сардийский, святитель Климент Александрийский и Ипполит Папа Римский. Пасха Крестная была временем воспоминания о страданиях и смерти Спасителя, она отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой, чтобы вспомнить, что Господь был распят во время этого старозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи Воскресной — радостного воспоминания о Воскресении Христа.
В настоящее время не существует разделения на Пасху Крестную и Воскресную, хотя содержание этих праздников сохранилось в богослужебном Уставе. Строгие и скорбные службы Великих Четверга, Пятницы и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Пасхальная ночная служба начинается с печальной полунощницы, на которой читается канон Великой Субботы. В это время в середине храма все еще находится аналоя с Плащаницей — вышитой или написанной иконой, изображающей Господа во гробу.
Пасха Крестная была первоначальным названием Страстной Пятницы, отражая воспоминания о страданиях и смерти Христа, в то время как Пасха Воскресная стала праздником радости и торжества воскресения. В настоящее время эти два праздника объединены в одно целое, но их значение и содержание продолжают играть важную роль в богослужебной практике Православной Церкви.