Икономия (от греческого «домостроительство») — важный принцип в православном богословии и церковной практике. Он подразумевает гибкий и снисходительный подход к решению различных церковных вопросов, основанный на соображениях пастырской пользы, целесообразности и сострадания к человеческой немощи.
В более широком смысле икономия означает Божественное домостроительство — премудрый Промысл Божий о сотворенном мире и человеке. Это учение о путях, которыми Всевышний осуществляет Свой спасительный план по отношению к твари.
Применение икономии в церковных делах предполагает некоторые послабления и отступления от строгого следования церковным правилам и канонам в конкретных пастырских ситуациях. Например, в случае тяжелой болезни можно преподать причастие мирянину, не соблюдавшему длительный пост.
Однако икономия имеет определенные границы и не должна противоречить основным догматам и принципам веры. В противном случае это будет уже не икономия, а вольное нарушение церковного устава — акривия. Икономия не отменяет правила, а лишь временно смягчает их по снисхождению.
Решение о применении икономии в каждом конкретном случае принимается церковным священноначалием, исходя из обстоятельств и руководствуясь пастырской мудростью. Неуместное и чрезмерное использование икономии может привести к расшатыванию церковной дисциплины.
В более глубоком богословском смысле величайшим проявлением Божественной икономии стало сошествие Бога в мир для спасения человека через Боговоплощение, Крестные страдания и Воскресение Христа. Учение об икономии неразрывно связано с догматами о Промысле, домостроительстве спасения и Боговоплощении.