Иерей (от гречкого ἱερεύς) — священнослужитель Православной Церкви, посвященный во вторую степень священства — во пресвитера. Иерей способен совершать все Таинства Православной Церкви, за исключением рукоположения (хиротонии). В переводе Септуагинты, который является древнегреческим переводом Ветхого Завета и был выполнен в Александрии примерно в III—II вв. до н.э., слово «ἱερεύς» использовалось как регулярный эквивалент древнееврейского термина «коген». В Ветхом Завете этим термином обозначались лица (потомки Аарона, брата Моисея), которые совершали регулярные жертвоприношения, сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Ветхозаветное священство было наследственным. Глава этой иерархии назывался «великий священник» (коген гаггадол), что соответствует термину «первосвященник» в русском переводе (также используется греческое слово «ἀρχιερεὺς»).
Перед исходом из Египта и в эпоху ветхозаветных патриархов (Авраама, Исаака, Иакова), жертвоприношения Богу совершались главой семейства. В Пятикнижии многократно упоминается принесение жертв Богу самим Авраамом, его сыном Исааком и внуком Иаковом. Одним из наиболее известных эпизодов, связанных с жертвоприношением, является история Авраама, который должен был принести в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:1−13). Это событие стало испытанием веры Авраама. В Книге Бытия также упоминается Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего (Быт. 14:18−20), который являлся прообразом Мессии.
Регламентация жертвоприношений и выделение особого класса священников произошли в Израильском народе во время Исхода из Египта. С этим событием связано появление Скинии Завета, передвижного храма, где совершались регулярные жертвоприношения. В книге «Исход» подробно описывается устройство скинии, а в 28 главе дано повеление Бога посвятить Аарона на служение священником. Также установлено, что священство будет наследственным, и только потомки Аарона смогут быть священниками. В книгах «Исход» и «Левит» также подробно описывается порядок и регулярность различных жертвоприношений.
В Новом Завете термин «ἱερεύς» используется как для языческих жрецов, так и для священников Иерусалимского храма. В Послании к Евреям говорится о том, что Иисус Христос имеет священство по чину Мелхиседека, так как Он принес в жертву Самого Себя. Это подчеркивает превосходство священства Христа над ветхозаветным священством. В современной практике Православной Церкви иереями называют пресвитеров, которые получают особое посвящение — хиротонию, чтобы исполнять свою службу.
Перед исходом из Египта и в эпоху ветхозаветных патриархов (Авраама, Исаака, Иакова), жертвоприношения Богу совершались главой семейства. В Пятикнижии многократно упоминается принесение жертв Богу самим Авраамом, его сыном Исааком и внуком Иаковом. Одним из наиболее известных эпизодов, связанных с жертвоприношением, является история Авраама, который должен был принести в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:1−13). Это событие стало испытанием веры Авраама. В Книге Бытия также упоминается Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего (Быт. 14:18−20), который являлся прообразом Мессии.
Регламентация жертвоприношений и выделение особого класса священников произошли в Израильском народе во время Исхода из Египта. С этим событием связано появление Скинии Завета, передвижного храма, где совершались регулярные жертвоприношения. В книге «Исход» подробно описывается устройство скинии, а в 28 главе дано повеление Бога посвятить Аарона на служение священником. Также установлено, что священство будет наследственным, и только потомки Аарона смогут быть священниками. В книгах «Исход» и «Левит» также подробно описывается порядок и регулярность различных жертвоприношений.
В Новом Завете термин «ἱερεύς» используется как для языческих жрецов, так и для священников Иерусалимского храма. В Послании к Евреям говорится о том, что Иисус Христос имеет священство по чину Мелхиседека, так как Он принес в жертву Самого Себя. Это подчеркивает превосходство священства Христа над ветхозаветным священством. В современной практике Православной Церкви иереями называют пресвитеров, которые получают особое посвящение — хиротонию, чтобы исполнять свою службу.