В православном богослужении особое место занимают стиховны — торжественные песнопения, исполняемые на утрени после чтения избранных стихов из Священного Писания. Их мелодичные строки словно нити, сплетающие воедино события праздника и отголоски ветхозаветных пророчеств.
Корни стиховен уходят в седую древность — первые упоминания о них встречаются уже в богослужебных чинах VII века. А к IX веку они обретают тот величественный облик, который знаком нам и поныне. Особенно примечательны воскресные стиховны, известные как «стихиры по алфавиту» — их создание приписывают самому преподобному Иоанну Дамаскину, великому гимнографу и песнописцу.
Исполнение стиховен окутано древними обрядами и благоговейной торжественностью. Чтец возглашает глас и первую строку, а хор подхватывает песнопение с самого начала, вплетая свои голоса в гимн Творцу. Припевы к стиховнам меняются в зависимости от дня — то будут вдохновенные строки из книги Псалтири, то отрывки из церковных песнопений.
В бесценных сокровищницах — Минее, Октоихе и Триоди — хранятся многочисленные стиховны на все случаи церковного года. Они подобны драгоценным самоцветам, рассыпанным по страницам этих богослужебных книг, дабы озарить души верующих сиянием Евангельской истины и Божественной благодати.
Корни стиховен уходят в седую древность — первые упоминания о них встречаются уже в богослужебных чинах VII века. А к IX веку они обретают тот величественный облик, который знаком нам и поныне. Особенно примечательны воскресные стиховны, известные как «стихиры по алфавиту» — их создание приписывают самому преподобному Иоанну Дамаскину, великому гимнографу и песнописцу.
Исполнение стиховен окутано древними обрядами и благоговейной торжественностью. Чтец возглашает глас и первую строку, а хор подхватывает песнопение с самого начала, вплетая свои голоса в гимн Творцу. Припевы к стиховнам меняются в зависимости от дня — то будут вдохновенные строки из книги Псалтири, то отрывки из церковных песнопений.
В бесценных сокровищницах — Минее, Октоихе и Триоди — хранятся многочисленные стиховны на все случаи церковного года. Они подобны драгоценным самоцветам, рассыпанным по страницам этих богослужебных книг, дабы озарить души верующих сиянием Евангельской истины и Божественной благодати.