Сложная Ипостась — один из фундаментальных богословских терминов, описывающий сущность Иисуса Христа как Богочеловека в православном вероучении.
Понятие Ипостаси в христианстве означает конкретное бытие или личность в рамках единой природы (сущности). В Святой Троице есть три Ипостаси (Лица) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, обладающие единой Божественной природой.
До Боговоплощения (воплощения в человеческий облик) Христос, как Сын Божий или Божественный Логос (Слово), обладал простой Ипостасью — только единой Божественной природой.
Однако после рождения от Девы Марии и вочеловечения ипостась Христа стала сложной. Это означает, что в Его единой Ипостаси соединились и пребывают нераздельно и неслиянно две природы — Божественная (единая с Отцом и Духом) и человеческая (душа и тело).
Термин «сложная» указывает именно на это соединение, сложение или совокупность двух разнородных начал — Божественного и человеческого естеств — в одном Лице Господа Иисуса Христа. Сложность здесь не означает сложности в современном смысле, а лишь факт соединения.
Догмат о сложной Ипостаси Христа утвердился на Халкидонском Вселенском соборе в 451 году в противовес многочисленным ересям, искажавшим христологическое учение. Халкидонский Собор постановил, что Христос есть «Единая Ипостась в двух природах — Божеской и человеческой».
Благодаря сложной Ипостаси Христос является истинным Богом и истинным Человеком одновременно, совмещая в Своем единственном Лице оба естества. Это делает возможным и Его искупительный подвиг — как Бог Он способен победить смерть, как Человек — вкусить ее.
Учение о Сложной Ипостаси Богочеловека Христа занимает центральное место в христологии, формируя представления о личности и природах Спасителя.
Понятие Ипостаси в христианстве означает конкретное бытие или личность в рамках единой природы (сущности). В Святой Троице есть три Ипостаси (Лица) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, обладающие единой Божественной природой.
До Боговоплощения (воплощения в человеческий облик) Христос, как Сын Божий или Божественный Логос (Слово), обладал простой Ипостасью — только единой Божественной природой.
Однако после рождения от Девы Марии и вочеловечения ипостась Христа стала сложной. Это означает, что в Его единой Ипостаси соединились и пребывают нераздельно и неслиянно две природы — Божественная (единая с Отцом и Духом) и человеческая (душа и тело).
Термин «сложная» указывает именно на это соединение, сложение или совокупность двух разнородных начал — Божественного и человеческого естеств — в одном Лице Господа Иисуса Христа. Сложность здесь не означает сложности в современном смысле, а лишь факт соединения.
Догмат о сложной Ипостаси Христа утвердился на Халкидонском Вселенском соборе в 451 году в противовес многочисленным ересям, искажавшим христологическое учение. Халкидонский Собор постановил, что Христос есть «Единая Ипостась в двух природах — Божеской и человеческой».
Благодаря сложной Ипостаси Христос является истинным Богом и истинным Человеком одновременно, совмещая в Своем единственном Лице оба естества. Это делает возможным и Его искупительный подвиг — как Бог Он способен победить смерть, как Человек — вкусить ее.
Учение о Сложной Ипостаси Богочеловека Христа занимает центральное место в христологии, формируя представления о личности и природах Спасителя.