Ипостась (от греч. ὑπόστασις - букв. «подставка», «основание») — важный богословский термин, имеющий несколько значений:
В Новом Завете слово «ипостась» употребляется 5 раз, исключительно в посланиях апостола Павла. В Послании к Евреям (Евр. 1:3) оно используется для характеристики Сына Божия как «образа ипостаси» (греч. χαρακτὴρ τῆς ὑποστάσεως) Бога Отца. Это место Писания получило многочисленные толкования у святых отцов в контексте учения о Святой Троице.
В Евр. 11:1 дается определение веры как «ипостаси» (греч. ὑπόστασις) ожидаемого, то есть его реального осуществления и подтверждения. В других случаях (2Кор. 9:4, 11:17, Евр. 3:14) слово используется в смысле уверенности, твердой основы.
В христианском богословии термин «ипостась» приобрел фундаментальное значение для раскрытия учения о Трех Лицах (Ипостасях) Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. При этом все Три Ипостаси обладают единой Божественной сущностью (природой).
Согласно определению IV Вселенского Собора (Халкидонского, 451 г.), во Христе две природы (Божественная и человеческая) соединены в одной Ипостаси — Ипостаси Сына Божия, Второго Лица Троицы. Учение о двух природах и одной Ипостаси Христа является Догматом Православной Церкви.
Термин «ипостась» также применяется для указания на конкретную личность или индивидуум в противоположность общей природе. Таким образом, ипостась подчеркивает неповторимость и уникальность каждой личности при единстве общей сущности или природы.
Понятие ипостаси имеет важное значение не только в христианском богословии, но также в онтологии и метафизике, поскольку соотносится с фундаментальными вопросами бытия и личности.
- Конкретное лицо, индивидуум, личность, в которой реально и конкретно осуществляется сущность (природа).
- Основа, осуществление, реальность (в отличие от случайного проявления).
В Новом Завете слово «ипостась» употребляется 5 раз, исключительно в посланиях апостола Павла. В Послании к Евреям (Евр. 1:3) оно используется для характеристики Сына Божия как «образа ипостаси» (греч. χαρακτὴρ τῆς ὑποστάσεως) Бога Отца. Это место Писания получило многочисленные толкования у святых отцов в контексте учения о Святой Троице.
В Евр. 11:1 дается определение веры как «ипостаси» (греч. ὑπόστασις) ожидаемого, то есть его реального осуществления и подтверждения. В других случаях (2Кор. 9:4, 11:17, Евр. 3:14) слово используется в смысле уверенности, твердой основы.
В христианском богословии термин «ипостась» приобрел фундаментальное значение для раскрытия учения о Трех Лицах (Ипостасях) Святой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. При этом все Три Ипостаси обладают единой Божественной сущностью (природой).
Согласно определению IV Вселенского Собора (Халкидонского, 451 г.), во Христе две природы (Божественная и человеческая) соединены в одной Ипостаси — Ипостаси Сына Божия, Второго Лица Троицы. Учение о двух природах и одной Ипостаси Христа является Догматом Православной Церкви.
Термин «ипостась» также применяется для указания на конкретную личность или индивидуум в противоположность общей природе. Таким образом, ипостась подчеркивает неповторимость и уникальность каждой личности при единстве общей сущности или природы.
Понятие ипостаси имеет важное значение не только в христианском богословии, но также в онтологии и метафизике, поскольку соотносится с фундаментальными вопросами бытия и личности.