Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Задостойник

Задостойник — это песнопение, которое исполняется во время евхаристического канона вместо Богородичной песни «Достойно есть». Название «задостойник» происходит от слов «за» (то есть «вместо») и «достойник» (то есть «достойно есть»). Задостойник, подобно «Достойно есть», прославляет Божию Матерь, но уже в контексте конкретного праздника.

Термин «задостойник» появился в XII веке, в период распространения Иерусалимского устава, когда стало обычаем исполнять «Достойно есть» в конце утренней канона. В дни самых важных праздников, когда пение «Величит душа моя Господа» отменялось на утренней службе, также опускалось и «Достойно есть» в конце канона. Поэтому заключающая канон катавасия воспринималась как замена «Достойно есть», то есть задостойник.

В русских богослужебных книгах времен Доникона ирмос 9-й песни, завершающей праздничный канон, явно указывается как «вместо Достойна». Однако в современной практике Русской Православной Церкви катавасия 9-й песни праздничного канона утрени не называется задостойником. Тем не менее, в случаях замены «Достойно есть» в конце канонов повечерия или молебна ирмосом 9-й песни соответствующих канонов в русских богослужебных книгах, этот ирмос может обозначаться как задостойник.

Практика исполнения ирмосов 9-й песни праздничных канонов вместо «Достойно есть» после слов анафоры «Изрядно о Пресвятей…» распространилась относительно поздно. Формирование системы литургических задостойников началось в XVI веке и продолжалось до XIX века. Указания о задостойниках начали фиксироваться в Типиконах и других уставных текстах с XVII века.

В современном Типиконе Русской Православной Церкви предписывается петь задостойник на литургиях следующих праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы, а также Великий Четверг и Суббота. Задостойники также исполняются на литургиях всех остальных двунадесятых праздников и в Лазареву субботу. Всего задостойники используются около 120 дней в году.

Структура задостойника часто уподобляется «Достойно есть». Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и задостойник обычно включает предваряющий его припев, взятый из 9-й песни того же канона. В современном русском Типиконе о припеве как части задостойника говорится только в описании службы на Рождество Пресвятой Богородицы, но на практике задостойник всегда включает припев, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великого Четверга и Субботы, а также Преполовения Пятидесятницы.
З