Энциклопедия Православия

Энциклопедия

Слово стало плотию

Эти слова из Пролога Евангелия от Иоанна (греч. Λόγος σαρξ εγένετο, церк.слав. «Слово плоть бысть») — одна из основополагающих фраз христианского вероучения, повествующая о событии Боговоплощения.

_«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"_ (Ин. 1:14).

Согласно данному стиху, Единородный Сын Божий, именуемый Словом (греч. Логос) — вторая Ипостась Святой Троицы, до сотворения мира вечно сущий с Богом Отцом, — принял человеческую плоть, то есть соединил в Себе двойное естество — Божеское и человеческое.

Догматические истолкования
Событие Боговоплощения, описанное в этом евангельском стихе, является основой христологии — учения о двух природах Христа как Богочеловека. Оно утверждает, что Слово (Логос), то есть Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, вочеловечилась, приняв человеческую плоть, не переставая при этом быть Богом. Христос, таким образом, совмещает в Себе две природы — человеческую и Божественную.

Фраза «Слово стало плотию» противопоставляется ереси докетизма, утверждавшей нереальность или призрачность плоти Христа. Формулировка «стало плотию», а не «вочеловечилось», подчеркивает реальность воплощения Христа, принадлежность Ему подлинной человеческой природы, что было важно в борьбе с многочисленными ересями.

Значение для веры
Согласно православному вероучению, событие Боговоплощения — Рождество Христа от Пресвятой Девы Марии — является центральным в истории человечества и открывает путь его спасения через Крестную Жертву Богочеловека. Приняв человеческую природу, Сын Божий Своими делами возвращает потомкам Адама утраченную ими при грехопадении возможность вечной жизни в общении с Богом.

Весть о Боговоплощении возвещается ангелами пастухам при Рождестве Христовом: «…родился вам ныне Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).

Таким образом, из стиха «Слово стало плотию» вытекают основополагающие истины христианского вероучения о природе Христа и Его роли как Богочеловека-Спасителя.
С